Русскохаланское сельское поселение

Официальный сайт органов местного самоуправления сельского поселения

муниципального района "Чернянский район" Белгородской области

Кондаков Никодим Павлович

К числу выдающихся уроженцев Белгородского края принадлежит виднейший историк византийского и древнерусского искусства, археолог Никодим Павлович Кондаков. Он родился в селе Русская Халань (ныне – Чернянский район Белгородской области) в дворянской семье. Переехав в Москву, он прошел обучение в гимназии, высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета в течение 1861-1865 гг. Научный руководитель Кондакова профессор Ф.И. Буслаев был крупным специалистом по истории иконографии, совмещавшим занятия филологией с изучением истории искусства (основные работы: «Общее понятие о русской иконописи» - 1866; «Свод изображений из Лицевого Апокалипсиса»- 1884; «исторические очерки русского орнамента в рукописях» - 1917). Сокурсниками будущего ученого были среди прочих Ф.Е. Корш и В.О. Ключевский. С 1866 по 1869 гг. он преподавал русский язык и словесность во 2-й Московской гимназии, Александровском военном училище, а так же русскую историю и археологию в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Преподавательскую деятельность в вузе начал в Одессе (Новороссийский университет,, где получил должность доцента (1871-1877), а затем – профессора (1877 – 1888) по кафедре теории и истории изящных искусств.В качестве одесского преподавателя кондаков посетил Италию, где собирал материалы для диссертации по византийской миниатюре. С 1875 г. он часто встречался с Джованни де России (1822-1894)- «отцом христианской археологии», в круг общения которого входили А.С. Уваров, Ф.И. Буслаев, Н.В. Покровский. В 1877 г. Кондаков сделал в Италии получивший известность доклад о рельефах деревянных дверей V в. Базилики Санта – Сабина в Риме. Этот успех был развит принятием Кондакова в члены Общества любителей христианской археологии в Риме. В период пребывания в Италии ученый слушал лекции П. Роза, Р.А. Ланчиани и др. Для получения пропуска в Ватикан он воспользовался покровительством кардинала Питри. С 1888 г. начинается столичный этап жизни ученого. Он становится профессором Санкт - Петербургского университета, старшим хранителем отделения Средних веков и эпохи Возрождения Императорского Эрмитажа. Одновременно Кондаков читал курсы истории и искусства в Петербургском университете (1888- 1897) и на Высших женских (Бестужевских) курсах. В 80-х гг. и далее Кондаков принимает активное участие в работе Императорского Православного Палестинского общества. Вместе с Ф.И.Успенским и А.И. Кирпичниковым он готовил проект открытия Русского Археологического института в Константинополе, реализованной во 2-й половине 90-х гг. Чтение университетских лекций и ведение семинаров часто проводилось на дому (долгие годы ученый жил на Линейном проспекте, д.15), в особой атмосфере «свободной академии», которую культивировал профессор, что притягивало к нему молодых ученых. Кондаков создал школу учеников, из которой вышли многие видные российские ученые (академики М.И. Ростовцев, С.А. Жебелев, Д.В. Айналов, Я.И. Смирнов, Б.В. Фармаковский, Б.А. Тураев, А.Н. Грабар, Г.В. Вернадский и др.) По мнению С.А. Жебелева, «Все современное поколение русских археологов может считаться прошедшим «Кондаковскую школу», столь широко объемлющи его научные труды, столь глубокий след оставила вся его деятельность на пользу и благо археологического знания в России». Среди круга учеников Кондакова были представители различных гуманитарных дисциплин – историки искусства, филологи-классики. Историки – антиковеды, историки – византинисты. Учениками Кондакова считали себя также такие крупные зарубежные ученые как Эллис и Габриэль Мийе. На рубеже 80-90 – х г г. Кондаков стал неоспоримым лидером в исследовании художественного антиковедения и мидиевистики в России. Причинами этого были как личные качества Никодима Павловича, так и его новаторство в области методологии. Кроме того, он умел наглядно выявить и показать глубинные связи различных культурных явлений, наиболее ярко проявившееся при изучении истории Византии и Руси, чем так или иначе интересовались все ученики Кондакова. Профессор был человеком энциклопедических знаний. Ни кто в России, а может быть, и в Европе, не работал с таким количеством памятников античности, медиевистики, эпохи Возрождения. Этот подход он старался воспитывать и в своих учениках, которые создали своеобразный культ «фактопоклонничества». Это выражение отражает вдумчиво, позитивистское отношение к источникам и фактам. Важнейшей заслугой Кондакова была разработанная им концепция истории мировой культуры, которая была последовательно изложена ученым в его многотомной книге «Русские древности». Она в свое время была названа поистине пионерской и всеевропейской по своему значению. Ученый проповедовал комплексный подход к источникам и распространил его историю культуры и искусства. Впервые им был эффективно использован иконографический анализ древних художественных произведений в сравнительно – историческом аспекте. Главная идея – идея непрерывного культурного развития русской истории, начиная с эпохи взаимодействия на просторах страны эллинства и иранства. С 1876 по 1891 г. был членом Императорской Археологической комиссии. В этом качестве руководил раскопками памятников античной эпохи в Херсонесе.(1888 г.), Пантикапее, Нимфее, а также на Тамани и в Кубанской области. Магистерская диссертация была защищена им по классической археологии. После этого интерес ученого сосредоточился на малоразработанной тогда теме истории христианского искусства. Каждая новая книга Н.П. Кондакова воспринималась ученым миром как сенсация. История византийского искусства в его трудах впервые обрела научную основу. Познание и изучение огромного мира восточного христианства стало целью всей жизни ученого. Плодотворная и разнообразная деятельность в этом направлении продолжалась более полувека. Н.П.Кондаков совершил множество научных поездок по всему восточно – христианскому миру:

  • 1873 – по Грузии для изучения грузинских церквей;
  • 1875 – 1876 – в Западную Европу для изучения миниатюр греческих рукописей;
  • 1881 – на Синай для изучения древностей Синайского монастыря и рукописей его библиотеки;
  • 1884 – в Константинополь;
  • 1889 – на Кавказ для описания ризниц монастырей Грузии;
  • 1891 – в Сирию и Палестину для изучения христианских древностей Святой Земли;
  • 1898 – на Афон и в югославянские земли;
  • 1900 – в Македонию;
  • В 1893 г. ученый был избран действительным членом Петербургской Академии художеств;
  • В 1898 г. Кондаков избирается академиком по отделению русского языка и словесности Академии наук. В 1901 г. он был назначен управляющим делами Комитета попечительства о русской иконописи.
Кондаков Никодим Павлович

Кондаков Никодим Павлович


Дата последнего изменения: 06 Июл 2017 10:11